Если время от времени задаешься вопросом «чем я думала?», знай - в нашем организме есть второй мозг. И находится он в желудке.
Наши отношения с собственным желудком зачастую весьма формальны. А если быть до конца откровенными, мы привыкли воспринимать этот орган довольно пренебрежительно – как систему, созданную исключительно для переваривания пищи. Как правило, если с желудком все в порядке, мы его не замечаем. Когда же он дает о себе знать, реагируем с раздражением, пытаясь скорее заглушить неприятные ощущения таблетками. Ученые призывают задуматься: желудок – один из важнейших органов не только потому, что позволяет человеку поддерживать жизнедеятельность, но и потому, что способен влиять на эмоциональную сферу.
Не всему голова
Долгое время считалось: за все, что происходит с человеком, отвечает только голова. Майкл Гершон, профессор, завкафедрой патологии и клеточной биологии Колумбийского университета, вносит поправку: «Пищеварительная система может работать независимо, безо всякого контроля со стороны головного мозга – он функционирует как второй мозг. Это отдельный центр нервной активности». Иными словами, в области желудка и кишечника есть свои нервные клетки, причем относящиеся к тому же клеточному типу, что и мозговые. Более того, их количество – около 100 миллионов – превышает количество клеток в спинном мозге.
Формально «животный мозг» известен как энтерическая нервная система (ЭНС).Это и есть сплетение нервных клеток, расположенное в слоях ткани, устилающей внутренние стенки желудочно-кишечного тракта. Профессор нейрогастроэнтерологии Пауль Энк из Тюбингенского университета объясняет: «Мозг живота устроен приблизительно так же, как и головной. Его можно изобразить в виде чулка, охватывающего пищевод, желудок и кишечник. Кроме того в нем функционируют те же самые нервно-передающие ткани». По словам профессора, во время исследований желудков и кишечников людей, страдающих болезнями Альцгеймера и Паркинсона, он и его коллеги обнаружили такие же повреждения тканей, что и в головном мозге. «Вот почему антидепрессанты вроде прозака раздражающе воздействуют на желудок», – заключает профессор Энк. На первый взгляд, это несколько противоречит утверждению Майкла Гершона об автономности «второго мозга», но никакого преувеличения здесь нет: ученый всего лишь имел в виду, что энтерическая нервная система не пляшет под дудку головного мозга, их отношения – партнерские, они не построены по принципу «приказ–подчинение», как у других органов.
Однако даже сейчас, когда стало известно о многих уникальных способностях человеческого организма, существование «кишечного разума» кажется чем-то из ряда вон. В научных кругах нет единого мнения по этому вопросу: одни теорию «второго мозга» защищают, другие – опровергают. Например, психоаналитик Марк Сандомирский утверждает, что на самом деле в рассуждениях о «мозге желудка» причина и следствие поменялись местами. «В конце ХХ века была подробно описана так называемая метасимпатическая, или внутриорганная нервная система – часть вегетативной, управляющей работой внутренних органов, – рассказывает он. – Особенно массивным является ее представительство в органах пищеварения, благодаря чему эту часть вегетативной нервной системы образно называют «брюшной мозг». Однако подобное название – лишь метафора: этот «мозг» не думает в привычном нам смысле. Он лишь выполняет функции контроля работы внутренних органов, в том числе и связанные с их участием в телесных проявлениях эмоций. Отсюда и представления об «эмоциональности» желудка или кишечника».
Нутром чую
ЭНС не только самостоятельно контролирует процесс поступления и
переваривания пищи. Как считают западные ученые, 90% информации о
чувствах и ощущениях идет снизу вверх, а не наоборот. Всего лишь одна
десятая всех команд поступает от головного мозга. В этом уверен Эмеран
Майер, руководитель Центра нейробиологии стресса при университете
Калифорнии. «Нервная система на самом деле берет начало в ЖКТ, – говорит
он. – Большинство моих пациентов на личном опыте понимают, что есть
тесная связь между их эмоциями и желудком». Наши хорошие и плохие
ощущения – не просто интуиция. Или точнее – не просто эфемерное чувство,
приходящее ниоткуда. Наш живот посылает мозгу сигналы, которые напрямую
влияют на память, способность к обучению, принятие решений, чувство
грусти и депрессивные состояния. За это отвечают более чем 30
нейромедиаторов, включая серотонин. Так же, как и головной мозг,
желудочный во время стресса выделяет избыток серотонина – отсюда не
только все наши сплины, но и расстройство стула, возникающее из-за того,
что желудок приходит в повышенное возбуждение. Термин «нервный желудок»
вообще популярен среди врачей: стресс, беспокойство и тревога не только
провоцируют изменения в двигательной функции органов пищеварения, но и
повышают вероятность желудочных болей за счет снижения порога
чувствительности. При нарушении пищеварения в головной мозг посылаются
сигналы, вызывающие тошноту, головную боль и прочие неприятные ощущения.
Марк Сандомирский уточняет: «Сами эмоции изначально возникают в
головном мозге, в его эмоциональных центрах, главным образом в
лимбической системе – это и есть наш истинный «эмоциональный мозг».
Таким образом, «желудочный мозг» и в целом «брюшной мозг» не столько
управляют эмоциональными процессами или влияют на настроение, сколько
выполняют роль проводника, ретранслятора, передавая соответствующим
органам команды вышележащих мозговых центров».
Помощь зала
По словам приверженцев теории «желудочного мозга», наш живот, как и
голова, способен аккумулировать опыт, приобретаемый в течение жизни, и
использовать его в повседневной практике. То, что мы не способны
проанализировать, осознать, препарировать с помощью логики, под силу
сделать нашему «второму мозгу». От нас требуется только умение слышать и
понимать его подсказки. Бывает, человек еще не осознал опасность, а в
районе живота уже пробежал странный холодок. А в моменты тревоги,
нерешительности или смущения внутри слышно бурчание. Замечено: люди с
чувствительным животом отличаются особо тонкой интуицией. Тот же Пауль
Энк называет такой живот «умным» и характеризует его как крайне
капризный и уязвимый: он не выносит острого, терпеть не может алкоголь и
жирную пищу.
Калифорнийский психолог Рональд Александр рекомендует обращать внимание на физические ощущения организма в момент общения с кем-либо. И приводит в пример историю из личного опыта: как-то, путешествуя по Индии, он вдруг решил не садиться в такси из-за нестерпимого ощущения сосания под ложечкой. Спустя некоторое время, уже на железнодорожной станции, он увидел, как водителя этого самого такси задерживает полиция – по обвинению в грабеже своих пассажиров. В поддержку мнения Рональда Александра говорит и точка зрения американского физиолога Антонио Дамэсио, уверенного, что у живота есть свои «соматические ориентиры», дающие человеку представление о том, как он будет чувствовать себя после принятия решения. Чтобы услышать голос «второго мозга», достаточно немного расслабиться и затем спросить себя: «Какое чувство у меня возникает? Если внутри приятно и тепло – все в порядке. Если в животе урчит – необходима осторожность. Впрочем, Марк Сандомирский настаивает: «Интуиция – это не что иное, как подсознательные подсказки, которые правое полушарие мозга старается сообщить левому – в том числе через ощущения, связанные с внутренними органами, включая желудок».
Доктор наук и психолог из Лос-Анджелеса Джудит Орлофф считает, необходимо учитывать абсолютно все сигналы, но только соблюдение баланса между осознанным и бессознательным научит правильно интерпретировать знаки. «Если кажется, что отравился или простудился, хотя явных признаков плохого самочувствия еще нет, надо постараться понять, что действительно произошло или вот-вот должно произойти», – советует она.
Психолог провела многочисленные исследования среди студентов Калифорнийского университета и сделала вывод: большинство людей, игнорирующих бессознательное ощущение приближения недомогания, ошибаются. Странное чувство, будто «что-то не так», впоследствии обязательно проявляется в серьезной и длительной болезни. «Здесь можно говорить о равнодушии к «эмоционнальной жизни» своего организма, включая желудок, – говорит Марк Сандомирский. – Когда человек привычно иигнорирует, не осознает свои эмоции и связанные с ними телесные ощущения, возникает эмоциональная глухота, на почве которой пышным цветом расцветают различные психосоматические недуги». Исходя из этого, специалист советует внимательно относиться к эмоциям, к их физическим проявлениям, стараться замечать телесные подсознательные сигналы. И, если говорить в желудочных терминах, регулировать свой «эмоциональный рацион»: проглатывать как можно меньше негатива, сразу все высказывать и не держать в себе, либо как можно скорее «переваривать» и избавляться от всего отрицательного.
Ложное чувство
Согласно исследованиям ученых из университета Техаса, желудок может сказать гораздо больше о нашей искренности, чем стандартный тест на детекторе лжи. Все потому, что желудок и кишечник более чувствительны к стрессу. В ходе эксперимента электрокардиографы фиксировали сигналы организма 16 добровольцев. Они должны были делать всего три вещи: говорить правду, говорить неправду и вообще ничего не говорить. Результаты детектора, подключенного к желудку, оказались более точными, чем данные, полученные с помощью стандартного полиграфа, считывающего реакцию пульса.
источник cosmo.ru
|